Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Методы и формы эмпирического познания

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Структура Н.П. выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура Н.П. может быть представлена вразличных еесрезах. Сточки зрения взаимодействия объекта исубъекта научного познания оновключает всебя четыре необходимых компонента вих единстве:а) Субъект науки – ключевой элемент (отдельный исследователь, научн.сообщество, научн.коллектив ит.п., вконечном счете – общество вцелом.)б) Объект (предмет, предметная область) – то, начто направлена мысль исследователя, все, чтоможет быть описано, воспринято, выражено вмышлении ит.д. в)Система методов иприемов, характерных дляданной науки илинаучной дисциплины иобусловленных своеобразием еепредметов. г) Свой специфический язык – какестественный, такиискусственный.

Структура Н.П. может быть представлена какединство двух егоосновных уровней – эмпирического итеоретического. Этиуровни тесно взаимосвязаны ив процессе развития взаимопереходят друг вдруга.  (Необходимо различать оппозиции «чувственное – рациональное» и«эмп. – теор.», хотя всеэти понятия тесно связаны между собой. Оппозиция «эмп. – теор.» есть различение ужевнутри рационального знания. Этоозначает, чтосами посебе чувственные данные, сколь бымногочисленными исущественными онинибыли, научным знанием ещенеявляются. Эмпирическое познание – этоопытное исследование, направленное непосредственно наобъект безпромежуточных звеньев.

Эмпиризм: 1.Источник знания – только опыт. 2.Проводится ориентация на детальный анализ чувственного познания, сенсуализм. 3.Принижение или игнорирование рационального познания. 4.Отказ от мышления, особенно на высоком уровне. 5.Абсолютизация возможностей индукции (индуктивизм) 6.Существует в 2х главных разновидностях: материалистической и идеалистической.

Методы: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент (абстрагирование), индукция, фальсификация, экстраполяция. Важнейший элемент эмпирического познания – факт (предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. знание, полученное входе наблюдений иэкспериментов). Любое научное исследование начинается сосбора, систематизации иобобщения фактов. Ученый невслепую ищет факты, авсегда руководствуется приэтом определенными целями, задачами, идеями ит.п.  

Научные наблюдения и их особенности: Наблюдение в науке отличается от обыденного или случайного, тем, что представляет собой чаемых предметов и явлений. Связь наблюдения и чувственного познания очевидна. Наблюдение над собой – интроспекция. Исследователь не только фиксирует факты, но и целенаправленно ищет их.. Научные наблюдения имеют систематический и упорядоченный характер. Наблюдения в науке характеризуются также своей целенаправленностью. Интерсубъективность – результаты наблюдений должны быть воспроизводимы любым другим исследователем и не зависеть от личности субъекта. Иначе велика ошибочность из-за субъектности органов чувств. Интерпретация данных наблюдения: 1)данные должны быть освобождены от различных наслоений и субъективных впечатлений, т.к. науку интересуют только объективные факты. 2) в качестве данных в науку входят не просто ощущения и восприятия, а результаты их рациональной переработки, включающей стандартизацию данных наблюдения с помощью статистической теории ошибок и осмысления данных в рамках соответствующей теории. Таблицы, графики и диаграммы.3) подлинная интерпретация данных наблюдения в терминах соответствующей теории проводится тогда, когда они начинают применяться в качестве свидетельств для подтверждения ил опровержения тех или иных гипотез. Релевантность данных к проверяемой гипотезе – возможность или подтвердить ее, или опровергнуть.

Эксперимент как важнейший способ эмпирического познания. В отличие от наблюдения ученый, когда ставит эксперимент, то сознательно вмешивается в ход процесса, чтобы получить точные и надежные результаты. Характерная особенность эксперимента состоит в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые процессы и явления. Исследователь может изолировать исследуемые явления от некоторых внешних факторов, либо изменить некоторые условия. Идея эксперимента, план его проведения и интерпретация результатов в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиск и интерпретация данных наблюдения. Эксперимент – это правильно поставленный вопрос природе. Структура эксперимента: 1) Цель эксперимента 2) Контроль над его проведением 3) Интерпретация полученных данных и статистическая обработка.

Уровни эмпирического знания: 1. Единичные эмпирические высказывания (фиксирование единичного наблюдения, «протокольные предложения»); 2. Факты (индуктивное обобщение протоколов); 3. Эмпирические законы (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические); например «все тела принагревании расширяются» 4.Феноменологические теории (логически организованное множество соответствующих э. законов ифактов).

 Всеэти уровни представляют собой чаще всего гипотетическое, вероятностное знание вотличие оттеоретического познания, гдепреобладающим является достоверное знание. Если эмпирическое знание – этосовокупность высказываний ореальных, эмпирических объектах, тотеоретическое знание – этосовокупность высказываний обидеализированных объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления.

Эмпирические зависимости и факты. При анализе фактов необходимо избегать 2 крайностей:1) не сводить эмпирический факт к непосредственному чувственному восприятию; 2)не рассматривать его как эмпирическое или теоретическое обобщение. Хотя граница между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами является относительной, тем не менее следует четко отделять эмпирические факты от их обобщений и законов.

Эмпирические законы. Они выражают определенную регулярность в функционировании или поведении эмпирических объектов. Эта регулярность может иметь необходимый и устойчивый характер, когда выделяется например причинная или функциональная связь между эмпирическими объектами. Одно называют причиной, другое – следствием. Чаще всего эмпирические законы выражают регулярную и необходимую связь между свойствами или отношениями эмпирических объектов, например, между температурой тела и его размерами. В простейших, стохастических, или вероятностно-статистических эмпирических законах регулярность имеет лишь случайный характер. Эмпирические факты служат основой для открытия эмпирических законов, а с помощью законов можно объяснить факты. В свою очередь с помощью системы эмпирических законов можно построить эмпирическую теорию, которую часто называют феноменологической