Этические проблемы науки в конце ХХ столетия

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности. Важными пунктами в сфере этики ученых являются: корректное определение авторства; недопустимость плагиата, ориентированность на новизну; недопустимость фальсификации эксперимента, научного открытия; корректное цитирование, корректные ссылки; корректность в научной полемике, недопустимо оскорбление оппонента; научная добросовестность при проведении экспериментов, построение научных теорий; осознание личной профессиональной ответственности; о сознание моральной ответственности ученых за негативные последствия. 

Любая деятельность имеет свою этику («кодекс чести» ученого). Р. Мертон  не употреблял кодекс чести, он употреблял этос науки. «Этос» - обычай, правило, норма. Этос науки – правило деятельности ученого. Этос науки отвечает требованиям: 1. универсализм (неличностный характер научного знания, его объективность, деятельность в области науки не может иметь никаких национальных и расовых ограничений, а также соц. и имущественных) 2.коллективизм (научные результаты не должны быть скрываемыми, научное познание всегда есть процесс коллективного творчества) 3. бескорыстие (ученый должен в своей деятельности руководствоваться принципом поиска истинности) 4. критицизм (критическое отношение к себе самому, к своим предшественникам и современникам).

Наибо­лее важными являются проблемы авторства научных открытий, пла­гиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Этос на­уки направлен и на защиту науки от лженауки. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бой­котирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказы­вается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обя­зателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Кроме того этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования. Ситуация, связанная с созданием атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, ставит задачи гуманного контроля над наукой в качестве приоритетных и первостепенных

Для исследований, претендующих на научный статус, строго обя­зателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Институт ссылок — это «академическая составля­ющая науки». Он обеспечивает селекцию того нового, которое свиде­тельствует о росте научного знания, привязывая его к конкретному автору или группе ученых. Псевдооткрытия, как правило, не долговременны. На нашей памяти открытие уникального лекарства от СПИДа под названием «арменикум» очень скоро обнаружило свой псев­донаучный статус. Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от ре­ального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это также порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.

В сферу этики науки попадают и проблемы повседневного бытия ученых. Т. Парсонс особо отмечал необходимость адекватных взаи­мообменов с обществом, позволяющих членам научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных за­нятий. Ученый выступает в качестве поставщика специализирован­ных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной, дис­циплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагае­мых знаний, а не за последствия и практического применения. Воз­никает острое противоречие между профессиональной и социальной ответственностью ученого. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Этические проблемы науки 21 в.

Теперь резко возрастают этические про­блемы науки; этика науки ныне становится новой самостоятельной дис­циплиной, относящейся к науке о науках. Что изучает этика науки? Она изучает морально-этические основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе и в сущест­вующей социальной действительности.

Современная техника помещает человека в условия, далеко отстоящие от его нормального состояния. И вот это небывалое расширение техниче­ских возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследова­ний объектом становится сам человек. А это в свою очередь создает оп­ределенную угрозу его здоровью и существованию. Первыми столкну­лись с этими проблемами физики-ядерники. Ныне угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины и т. д.

Отсюда вытекает и многообразие этических проблем. Признано деле­ние этих проблем на проблемы физики, биологии, генетики, техники. Это одна сторона проблематики. Другая сторона этических проблем относится к вопросам авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. И здесь довольно жесткие мо­рально-этические санкции за все это, не говоря уже о юридических нор­мативах по охране интеллектуальной собственности. На страже этиче­ских принципов стоит институт ссылок, как академическая составляющая науки. Институт ссылок в то же время фильтрует научный материал, от­сеивая всё несостоятельное и обеспечивая селекцию того нового, которое свидетельствует о росте научного знания. Иначе в науке не будет движе­ния вперед, прогресса, могут быть бесконечные повторы.

Прямое отношение к этике имеет проблема одержимости ученного, его исключительной активности. И когда нарушаются пределы меры, ученый как бы отрывается от реальной действительности, от проблем быта, семьи и т. д. Может возникнуть противоречие между профессио­нальным статусом ученого, с одной стороны, и его социальной ответст­венностью. Поэтому возникает вопрос о преодолении этого противоре­чия.

Уже шла речь ранее об ответственности ученых за ядерные исследо­вания. Призывы многих ученых с обращением отказаться от использова­ния атомного оружия (1945) не возымело действия. Характерно отметить, что на стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Эти проблемы имеют выход на практику здраво­охранения, в том числе в правительственных программах; здесь возни­кают и такие проблемы как этика взаимоотношений «врач-пациент». Ра­нее существовала патерналистская модель, когда пациент лишался всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств. Теперь пришла модель автономной ценности пациента, что позволяет врачу самостоя­тельно принимать решения за него и даже не информировать о его со­стоянии и перспективах лечения. Становятся весьма значимыми этиче­ские проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появ­ления принципиально иных, новых медицинских технологий и препара­тов, которые расширяют возможности воздействия на человека. Нужны жесткие критерии, допускающие экспериментирование на человеке и они теперь вырабатываются.

В высшей степени важно поставить предел, исключить опасность раз­рушения исходной биогенетической основы человека. Дело в том, что генная инженерия за весьма непродолжительный отрезок времени оказа­лась на передовой научно-экспериментальных исследований мира жи­вого. Сейчас есть возможность вмешиваться в генетический код чело­века, изменять его целенаправленно. Но здесь надо разграничивать ис­пользование генной инженерии в интересах лечения особо сложных, в том числе наследственных болезней. Это допустимо. Но надо иметь в виду и соблазн совершенствования человеческой природы с целью все большей адаптации к нагрузкам и т. д. А это опасно и недопустимо. При этом могут быть неконтролируемые мутации человеческого организма.

Теперь уже говорят о революционной ситуации в генетике. Возникает животрепещущая проблема- технология клонирования. Некоторые уче­ные (например, американский физик Ричард Сид) открыто заявляют о намерении приступить к работам по клонированию человека, есть и же­лающие подвергнуться такому испытанию.

Одно дело целесообразен ли запрет на клонирование животного мира: приобретение элитных коров, пушных зверей и т. д. А как быть с чело­веком? Здесь возникает медицинский, этический, философский, религи­озный, экономический и прочие аспекты. Клонирование преступно и аморально. Ведь неизвестно, как поведет себя клонированный организм в обществе. Опасность клонирования усиливается еще и экологическими проблемами.


Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.