Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Особенности средневековой философской мысли.

В средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, служанкой богословия. Она сохраняет относительную независимость от религии только в арабских странах, где в силу исторических условий развивается рациональное содержание античной философии, в частности позитивные стороны учения Аристотеля. В отличие от Европы, переживавшей в конце I тыс. н. э. упадок в экономическом и научном отношении, в мусульманском мире. охватывавшем после завоевании арабов в VII о. н. э. огромную территорию от Индии до Атлантики, происходит подъем производительных сил, науки и культуры, значительное оживление торговли.

Арабская культура, унаследовав достижения античной науки и философии, в свою очередь оказала большое влияние на западноевропейское: научно-теоретическое мышление. Мусульманские ученые наиболее известны как врачи, астрономы, математики, химики и т. д. Выдающийся математик и астроном аль-Би-руни (X - XI вв.) с большой точностью определил удельные веса твердых и жидких тел, описал опыты по взвешиванию воздуха, наблюдения явлений капиллярност. Расцвет арабской культуры и науки на рубеже I — II тыс. отразился и в философии.

На мусульманском Востоке, в Средней Азии, философия в это время получает свое развитие в трудах выдающегося врача средневековья Ибн Сины (Авиценны) (X - XI вв.). На Западе, на территории арабских государств, в Испании и Северной Африке философия развивается в трудах выдающегося мыслителя Ибн Рушда (Аверроэса) (XII в.).

Будучи выдающимся естествоиспытателем, Авиценна в философских идеях исходит из объективного существования движущейся материи и возможности её познания человеком. Он подчеркивал важность опытного знания для правильного понимания действительности, хотя столь же высоко ценил и роль теоретических обобщений в науке.

Большое влияние на средневековую, в частности западноевропейскую, философию оказал Аверроэс. Он развивает материалистические идеи аристотелизма, всесторонне обосновывает учение о первичности несотворимой, вечной, материальной субстанции, ее движении и познаваемости. Стремясь освободить научное познание от религиозных догм, Аверроэс обосновывает концепцию так называемой „двойственной истины, согласно которой истины разума не могут противоречить истинам „священных книг: они находятся в разных плоскостях. Эта концепция оказала большое влияние на философскую жизнь в Западной Европе.

Основной формой философии в средневековой Европе стала схоластика (от греч. „схола — школа), широко преподававшаяся в школах, а затем и университетах. Своими наукообразными рассуждениями и аргументами схоластика стремилась обосновать содержание библейских догм, согласовать религию с достижениями античной философии. Вместе с тем она способствовала развитию формальной логики.

В противоборстве номинализма и реализма, характерном для средневековой философии, выступает поставленная еще Платоном и Аристотелем проблема о взаимоотношении общего и отдельного, понятия и вещи. Вслед за Платоном реалисты полагали, что общие понятия (универсалии) существуют реально и отдельно от единичных вещей. Более того, универсалии предшествуют бытию вещей, и в этом случае объективно существующие универсалии представляют собой мир „божественных мыслей пред актом творения. Номиналисты же, опираясь на принципы Аристотеля, исходили из реальности отдельных вещей. Односторонне подходя к данной проблеме, они считали, что общие понятия являются только названиями предметов, что им нет ничего соответствующего в самих вещах.

Реализм служил теоретической основой религиозной ортодоксии. Однако под воздействием роста городов, различных ремесел, торговли, распространения аверроизма все острее становилась потребность в исследовании природы, свободном от религиозного догматизма. Это вело к укреплению и дальнейшему развитию материалистической мысли в средневековой философии.

Известный мыслитель средневековья Р. Бэкон (XJII в.) — родоначальник эксперимента и опыта в научном познании, .обосновывает положение о том, что универсалии существуют в отдельном и через отдельное. Он не только отвергает реализм, но и идет дальше номиналистов в понимании диалектической взаимосвязи отдельного и общего.

Насущные потребности производственной практики, достижения мусульманской науки и культуры, ставшие известными в Европе в результате крестовых походов, вызвали там ,в XI-XIII вв. значительное оживление научной деятельности. Открываются и приобретают широкую известность университеты в Париже, Болонье, Падуе, Риме, Оксфорде и т. д. Большое развитие получила заимствованная у арабов наряду с другими научными достижениями алхимия. Она способствовала умножению сведений о многих химических соединениях, создавая предпосылки для возникновения в будущем химии как науки. Подъем науки порождал свободомыслие и скептицизм в отношении религиозных догм. С целью преодоления нарастающих антирелигиозных тенденций, подрывающих позиции церкви, теолог и богослов Фома Аквинский (XIII в.) в своей Философии (томизм) предпринимает попытку обосновать единство, союз религии и науки.

Как величайший систематизатор средневековой схоластики Фома Аквинский реформирует проблему связи религии и науки. Он настаивает на различении в рамках реализма трех ситуаций — существование универсалий до единичной вещи, в единстве с данной вещью и после ее существования. Это — значительный шаг вперед по сравнению с платонизмом. Напротив, номиналист Росцелин (XI— XII вв.) отвергает существование универсалий вне разума человека. А поскольку это фактически было равносильно материалистическому утверждению о примате материи, номинализм Росцелина еще на Суассонском соборе в 1092 г. был осужден.

Эпоха позднего средневековья (XIV-XVI вв.) завершается формированием нового мироощущения и мировосприятия действительности человеком, что знаменует начало возрождения материалистических идей античности и приводит в конечном итоге к возникновению идеологии гуманизма с ее апологией человеческого разума, человеческой личности, секуляризацией научного знания. Этот период завершается сожжением Дж. Бруно в 1600 г. Именно этим годом датируют начало новой науки. Бруно своей глубоко научной идеей о бесконечности звездных миров и Вселенной поставил под сомнение мировоззренческий авторитет христианской религии. Вопреки аристотелевско-схоластическому утверждению, освященному христианской церковью, Бруно считал совершенно естественным движение как результат внутренней природы вещей, а не божественного первотолчка.

Гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса) в Белоруссии проявился прежде всего в многогранной деятельности Фр. Скорины (И90-1551), С. Буйного (1530-1593), что сыграло огромную роль в развитии славянской культуры и становлении национально-патриотического самосознания белорусского народа.