Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Философия марксизма и её исторические судьбы.

Диалектико-материалистическая философия явилась ка­чественно новым этапом в развитии европейской культуры XIX ст. Ее становление связано с именами К. Маркса и Ф. Эн­гельса. Следует обратиться к истории, чтобы понять, как шел процесс формирования диалектико-материалистической фило­софии, установить ее связь с духовным опытом прошлого, с теми событиями, которые развертывались в 30-40-е и после­дующие годы XIX в. в Европе.

Под историческими условиями возникновения диалектико-материалистического направления в философии правомер­но понимать совокупность социально-экономических, полити­ческих и естественнонаучных факторов европейской цивили­зации середины прошлого века. Любая философская теория в своем генезисе имеет объективные потребности, способству­ет решению тех задач, которые выдвинуты общественным раз­витием, и используется теми или иными политическими движениями, социальными силами в борьбе за признание их зна­чимости и властное самоутверждение. В связи с этим трудно отделить философию от политики. Все дело в том, какова по­литика и какие цели она преследует.

Социально-экономические предпосылки формирования новых философских воззрений выражались в быстром разви­тии капиталистических общественных отношений, которые в XIX в. все в большей степени стали проявлять антагонисти­ческие противоречия. Один за другим следовали кризисы перепроизводства: 1825, 1837, 1842, 1847 годы. Они сопровож­дались падением производства, безработицей, резким ухудше­нием положения наемных рабочих. Требовался совершенно новый методологический подход к анализу происходящих перемен и соответствующих им философско-социологических обобщений и выводов.

Еще большей сложностью и противоречивостью характе­ризовалось политическое положение. Формировался совер­шенно иной субъект исторического процесса - пролетариат. Если в XVIII в. зарождавшийся новый класс выступал вместе с буржуазией против феодальных порядков, не противопостав­ляя ей свои интересы, то в 30-40-е гг. XIX в. он в ряде случаев открыто заявляет о своих экономических, социальных и поли­тических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуа­зией принимает острый характер и невиданные ранее в исто­рии масштабы.

Трансформация взаимоотношений основных классов об­щества, эволюция капиталистического способа производства имели далеко идущие теоретические последствия. Возникла надежда на возможность формирования такой диалектико-материалистической философии, которая охватывала бы в границах целостной системы общество и природу, общество и человека, выявляла основные социальные противоречия и возможные способы их разрешения. Одним из таких способов, по Марксу и Энгельсу, является коммунистическая револю­ция. Только она, по их мнению, способна покончить с миром эксплуатации и насилия и построить общество социальной -справедливости и равенства, свободы и мира. Пролетариат рассматривался как главная сила революционного преобразо­вания общества на новых началах, именно за ним признава­лась всемирно-историческая освободительная миссия.

Признание данной функции только за пролетариатом нало­жило существенный отпечаток на становление и последующее развитие марксистской философии особенно в части социоло­гических воззрений, придав им акцентированную классовую направленность. Классовость и партийность стали рассматриваться в качестве неотъемлемого атрибута при решении всех социально-экономических, политических и идеологических проблем, вопросов развития литературы и искусства. Последо­вателями Маркса эта идея была доведена в XX в. до своего логического завершения, вернее, до абсурда примером могут служить работы И. Сталина). Если у Маркса имелись опреде­ленные исторические основания такого понимания классовос­ти, то у его последователей таких оснований уже не было и ос­новывались они на догме.

Следует обратить внимание на опосредованные и непо­средственные теоретические источники этой философской сис­темы. К опосредованным относится философия древнегрече­ских мыслителей, эпохи Возрождения XVII - XVIII вв., а к не­посредственным - философские и социологические идеи прог­рессивных немецких мыслителей Г. Лессинга, И. Гердера, Ф. Шиллера, И. Гете, Г. Гейне и др. Особое место занимает не­мецкая классическая философия в лице ее выдающихся пред­ставителей - И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Мозаичное сочетание элементов диалектики и материализма, философских идей о природе и обществе, познании и творчест­ве, этики и эстетики, гуманизма и демократии представляло собой широкое теоретическое поле вариативных продолже­ний. Отношение Маркса и Энгельса к различным представите­лям немецкой классической философии в процессе их духов­ного развития было неоднозначным.