Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.

Общество — это обособившееся от природы сложное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей. Философско-теоретический анализ общества возможен только на базе исследования его идеальной модели, ибо выявить сущность социального процесса можно лишь освободив его от конкретно-исторической формы, представив процесс в чистом виде, в логической форме, т.е. в такой, в которой он может существовать только в теоретическом сознании.

Теоретический анализ общества, его познание предполагают рассмотрение общества в качестве целостного организма, элементы которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Важнейшей философской проблемой при этом является вопрос о том, как взаимодействует общественное сознание с общественным бытием, каким образом соотносятся субъективные цели людей с объективными условиями их деятельности.

Поиски оснований исторического процесса осуществлялись во всех философских системах. Тем самым формировалось определенное мировоззрение и те или иные методологические установки для частных общественных наук. При этом процесс познания во многом определялся ценностными ориентациями исследователя.

Характерны в этом отношении взгляды мыслителей органической школы - социобиологии, возникшей в конце XIX в. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле и др.) отождествляли общество с организмом и пытались объяснить социальную жизнь с помощью биологических закономерностей. В XX в. эта концепция постепенно утрачивает свою популярность, ибо является редукционистской.

Значительно большую аналогию мы наблюдаем между обществом людей и сообществом животных, птиц, насекомых. Так, например, у пчел имеется строгое разделение труда между сторожами, охраняющими вход в улей, трутнями, рабочими пчелами. Рабочие пчелы в улье всегда ждут определенной частоты вибрацию, которую воспринимают с помощью лапок как сигнал возвращения пчел-разведчиков. По этому сигналу они как по команде вылетают из улья и, изучив характер танца разведчиков, показывающий им направление и примерное расстояние до места питания, дружно летят к этому месту. Пчела-сторож, находящаяся у входа в улей, не обращает внимания на пролетающих мимо рабочих пчел, но очень чувствительна к тону звука пчел-воришек, даже если те находятся сравнительно далеко (трутень по размерам, окраске и форме тела не отличается от рабочей пчелы, но выдает себя характерным звуком). Часовые термитов сообщают о приближении опасности жителям своего холмика выстукиванием головой сигнала тревоги о стенки туннеля. В стае пингвинов наиболее опытным поручается заниматься воспитанием детенышей.

Подобные примеры целесообразной организации образа жизни в живой природе свидетельствуют о генетической, исторической связи мира насекомых, птиц, животных с обществом людей, хотя такая четкая организация - следствие естественного отбора, не более того.

Методологически ограничен и антропологический принцип объяснения общества и человека как части природы. Исходя из этого принципа, Фейербах, например, рассматривал человека как чувственно-телесное и страдающее существо, обладающее неизменным стремлением к достойному существованию. А поскольку феодальный №ет, религия, государство противоречили естественной природе человека, обосновывалась правомерность их устранения.

Теоретическая модель общества, сконструированная мыслителями ХУШ-ХК вв., не могла объяснить действительный исторический процесс. Приверженцы прежней философской антропологии выдвигают в наше время категорию человек в качестве антитезы понятиям общество и природа. Духовное содержание личности при этом рассматривается как обусловленное не общественными отношениями, а творимое лишь самим собой. (Ныне философская антропология является составной частью социальной философии).

С попытками объяснения общественной жизни выступает и теория социального действия, возникшая в 20-е годы нашего столетия (М. Вебер, Ф. Знанецкий). Ее исходным пунктом является идея, согласно которой решение социальных проблем следует искать не в изменении объективной действительности, а в преобразовании взглядов, представлений субъекта.

Наиболее полно выявить объективные основания исторического процесса удалось К.Марксу, который рассматривал общество как социальный организм в его целостности и развитии. Он показал, что исторический процесс не существует вне и помимо деятельности людей. И основным видом такой деятельности является труд, который выступает постоянной и естественной необходимостью человеческого общества, а производство - материальной основой его жизни и развития.

Побудительным мотивом И детерминирующим фактором общественного развития являются потребности и интересы. Потребность выражает зависимость субъекта от объективных условий существования и побуждает его к действию. Осознание субъектом своей потребности превращает ее в интерес. Необходимым компонентом деятельности являются цели, которые отвечают потребностям и интересам людей, а также условия их удовлетворения. Цель обычно соотносят со средствами и условиями деятельности. Последние представляют собой социальную сферу, предполагают место и время реализации цели.

В отличие от обычных связей организма со средой, человек в процессе труда воздействует на предмет труда с помощью средств труда, в которых он обретает как бы искусственные органы, увеличивающие могущество человека, усиливающие его за необходимой информацией, накапливаемой и хранящейся, а затем передающейся благодаря деятельности особых социальных институтов, с помощью средств духовной и материальной культуры.

Такова модель общества и структура процессов, харак3теризующих его жизнедеятельность.