Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей, с носителем языка - от 1500 рублей

Узнать детали

Понятие общественно-экономической формации

Выделив общественное бытие в качестве предмета исследования, Маркс рассматривает материальные отношения как в целом определяющие развитие общества. Это позволило ему сформулировать понятие общественно-экономической формации как общества на определенной стадии развития. Само общественное развитие было представлено как естественноисторический процесс смены одной общественно-экономической формации дру-1-ой. Сегодня эта схема существенно дополняется цивилизационным подходом, в котором период цивилизации содержит в себе все известные классовые формации. (Кстати, данная схема не всегда реализуется полностью: славяне, например, миновали рабовладельческую формацию.) Цивилизационный подход учитывает возрастание роли духовного фактора в жизни общества, преодолевает романтизм и утопизм в представлениях о коммунизме.

Общественно-экономическая формация есть конкретно-исторический тип общества, взятый в единстве всех его сторон с присущим ему способом производства, экономическим базисом и возвышающейся над ним надстройкой - совокупностью политических, правовых, нравственных и т.п. отношений. Чтобы установить закономерную связь этих отношений, их делят на материальные и идеологические, составляющие надстройку над первыми.

Материальные отношения- это прежде всего производственные отношения, которые складываются, не проходя через сознание людей, и выступают первичными по отношению к другим видам общественных отношений. Идеологические же отношения (политические, правовые, нравственные и др.) складываются, проходя через общественное сознание, и только благодаря деятельности людей обретают объективную форму своего существования.

Идеологические отношения генетически зависят от общественного сознания, но живут как бы вне его, представляя собою в этом смысле особое реальное явление общественной жизни. Вместе с тем, становясь формой надстроечной, внеэкономической деятельности людей, они функционируют в общем и целом как явление вторичного уровня общественной жизни.

Разграничение материальных и идеологических отношений позволяет выделить понятия, характеризующие структуру общественно-экономической формации - базис и надстройку. Базис - это совокупность производственных отношений, т.е. отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления, образующих экономическую структуру каждого конкретного общества.