Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с тнр тема: слова, обозначающие действия предметов I. Организационный момент

Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с тнр тема: слова, обозначающие действия предметов I. Организационный момент

Конспект фронтального занятия логопеда

с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.)

Тема занятия : «Слова, обозначающие действие предмета».

Цель занятия:

Задачи:

  1. Развитие умения выделять слова, обозначающие действие предмета, опираясь на его лексическое и грамматическое значение.

    Развитие умения задавать вопрос к слову-действию.

    Графическое обозначение слова-действия.

    Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

    Обогащение глагольного словаря за счёт образования глаголов от звукоподражательных слов.

    Развитие моторики.

    Развитие зрительного, слухового внимания, избирательного торможения.

    Развитие речи.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Расширение и совершенствование словарного запаса учащихся.

    Развитие зрительного восприятия, внимания.

    Формирование умения принять учебную задачу.

    Формирование адекватной самооценки.

Оборудование:

    музыкальный центр;

    диск «Звуки природы»;

    печатные прописи;

    призы.

Ход занятия:

«Ква-ква-ква» да « r ва-ква-ква»?

Прыгун-трусишка,

Хвост – коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Шубка в два цвета –

На зиму и на лето.

Кто зубами щёлк, да щёлк?

У деревни бродит ….

Живёт в норке,

Грызёт корки.

Небольшие ножки,

Очень боится кошки.

Кто позабыв тревоги,

Спит зимой в берлоге?

2). Назовите все слова-отгадки.

3). Что обозначают эти слова?

Какие предметы?

На какой вопрос отзываются эти слова?

4). Из какой сказки эти звери? Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайка-Побегайка, Волк-Зубами Щёлк и Медведь?

Дети здороваются.

ЛЯГУШКА

ЗАЯЦ

ВОЛК

МЫШКА

МЕДВЕДЬ

Дети вспоминают, называют слова-отгадки.

Предметы.

Живые.

Кто?

«Теремок»

II . Основная часть

Активизация словаря, уточнение, обогащение словаря.

Активизация словаря, уточнение, обогащение словаря. Образование глаголов от звукоподражаний.

Развитие зрительных функций. Развитие логического мышления.

Развитие зрительных функций, внимания, наблюдательности.

Мы сегодня с вами сочиним новую сказку, в которой Медведь не поломает наш теремок. В нашей сказке Медведь-учитель. Он мудрый, умный. Будет давать задания зверюшкам, а мы будем помогать им выполнять их.

Задание 1.Кто как передвигается?

лягушка (что делает?)- …….

мышка (что делает?)- …

заяц (что делает?)- …

волк (что делает?)- …

медведь(что делает?) - ….

лягушка (что делает?)- …….

мышка (что делает?)- …

заяц (что делает?)- …

волк (что делает?)- …

медведь (что делает?)- ….

Что за слова мы называли? Что обозначают наши слова?

на какой вопрос отзывались слова?

О чём мы сегодня будем говорить, о каких словах?

Задание 3. Игра «Самый внимательный»

Очень важно детям быть послушными и слушаться старших. Иначе с ними случаются разные неприятности. Посмотрите на картинку, какое животное убежало со своего места? Верните его.

Задание 4. Графический диктант.

Вспомните, как обозначаются слова – предметы?

Вспомните, как обозначаются слова – действия?

Запишите графически слова:

белка, прыгает, ищет, воет, волк, барсук, роет, плывёт, крот.

Проверим ещё раз; сколько слов-действий у вас получилось?

Задание 5. Игра «Прятки».


Медведю прислали друзья из Африки фотографию.

    Найдите на картинке, раскрасьте и назовите животных, спрятались в джунглях.

прыгает, плавает, скачет

бегает

прыгает, бегает, скачет

бегает, рыщет, ходит

ходит, шатается , бегает

квакает

пищит

воет, рычит

рычит

Действия.

Что делает?

О словах-действиях.

Дети рассматривают картинку, находят закономерность; соединяют «непослушное» (белка)

животное линией с пустой клеткой. Объясняют ответ.

Одной линией.

Двумя линиями.

Чертят схемы.

Дети называют животных и птиц: слон, носорог, тигр, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, кобра, попугай.

III . Физкультминутка

Развитие зрительного и слухового внимания, избирательного торможения.

Игра «Делай то, что я показываю».

Игра «Делай то, что я говорю».

или

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики,

Как лягушки скачут,

Никогда не плачут.
Как лисы хвостиком виляют,

Серых мышек догоняют.

Разогнулись, потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись

И друг другу улыбнулись.

Выполняют различные движения.

Выполняют движения по тексту стихотворения.

II . Основная часть (продолжение)

Активизация словаря, развитие умения задавать вопрос к слову-действию, формирование семантических полей.

Расширение и обогащение словаря за счёт образования глаголов от звукоподража-

тельных слов.

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Развитие слухового внимания, памяти.

Задание 6. Что делают предметы?

1). Назовите действия, которые зашифрованы.

2). Что может делать каждый предмет? Соедините предмет с символом действия цветной линией, задавая к слову вопрос.

Задание 7. Сочиняем стихотворение.


Все задания Медведя мы выполнили. Медведь довольный. Пошёл в чащу в свою берлогу, а нам оставил мешочек с подарками.

Стоит, идёт, сидит, бежит, прыгает, едет (катится), плывёт, лежит (спит).

Например:

мячик (что делает?) – прыгает, катится, плывёт, летит, лежит.

Образуют глаголы,

По картинному плану вспоминают и рассказывают стихотворение.

IV . Итог, рефлексия, самооценка.

Развитие логического мышления, формирование самооценки памяти

Давайте вспомним, о каких словах мы с вами говорили? На какой вопрос они отзывались?

Чем мы сегодня занимались?

Что понравилось на занятии?

Как вы сегодня занимались? (Что получилось? не получилось? Почему? Могли ли работать лучше? Что для этого нужно?)

Выберите солнышко, раскрасьте.

Спасибо всем большое. До свидания.

ПРИЗЫ

О словах –действиях.

Что делает?

Перечисление видов работ.

Рефлексируют.

Выбирают «солнышко», раскрашивают.

До свидания.

Самоанализ фронтального занятия

учителя-логопеда Чернецкой Наталии Владимировны

Занятие проводилось с группой обучающихся 1в класса, в количестве 4 человек, имеющих логопедическое заключение: общее недоразвитие речи Ш уровня.

Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».

Цель занятия: Работа над словом. Формирование понятия о словах, обозначающих действие предмета.

Наблюдается комплексность при постановке задач:

    образовательные (1-3, 5);

    коррекционные (4, 6-12);

    воспитательные (13-15).

Структура занятия соответствует логопедическим сведениям требованиям (организационный момент, работа над пройденным материалом, основная часть, физкультминутка, подведение итогов, рефлексия, самооценка.Части урока логично связаны между собой.

Задания и речевой материал соответствовали теме, цели урока, возрасту детей и логопедическому заключению.

На занятии использовалось оборудование :

    дидактическое пособие «Сюжет для урока («Теремок»)»;

    магнитные картинки «Звери» (мышь, лягушка, волк, заяц, медведь);

    музыкальный центр;

    диск «Звуки природы»;

    печатные прописи;

На занятии были предложены следующие дидактические игры:

    «Отгадай загадки» (развитие слухового внимания, активизация словаря, развитие логического мышления);

    «Самый внимательный» (развитие зрительных функций, развитие логического мышления);

    «Прятки» (развитие зрительных функций, внимания, наблюдательности).

    «Сочиняем стихотворение» (расширение и обогащение словаря за счёт образования глаголов от звукоподражательных слов, развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы, развитие слухового внимания, памяти).

Использовались развивающие упражнения :

    «Кто как передвигается?» (развитие словообразовательных процессов, активизация, уточнение и обогащение словаря);

    «Графический диктант» (развитие слухового восприятия, развитие логического мышления, дифференциация слов-предметов и слов-действий).

    «Что делают предметы?» (лексическая сочетаемость слов, формирование умения задавать вопрос к слову-действию).

В ходе занятия осуществлялся дифференцированный подход, фронтальная работа сочеталась с индивидуальной.

Постоянно активизировалась умственная деятельность детей. Отрабатывались все формы речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение.

Использовались следующие способы поддержания интереса и внимания:

    все упражнения носили игровой характер;

    часто менялись виды деятельности;

    использовалась наглядность;

    устная работа сочеталась с письменной.

Занятие проводилось в нужном темпе, соответствующем возможностям данной группы детей.

В ходе урока была проведена физминутка. Упражнения были направлены на развитие общей моторики, снятие усталости, а также на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, избирательного торможения.

Занятие построено с учётом принципа развития: задания усложнялись, требовали преодоления трудностей. Проводилась работа по восполнению пробелов в развитии речи, работа по обогащению словаря, развитию грамматического строя речи.

Также были реализованы следующие принципы:

    доступности: задания, упражнения соответствовали уровню достигнутых знаний и умений;

    сознательности: дети осознанно выполняли задания;

    принцип опоры на сохранные звенья: привлекались сохранные анализаторы для закрепления образов.

На занятии использовалась музыкотерапия (музыкальное сопровождение педагогического процесса), тем самым создавался положительный эмоциональный фон на занятии, осуществлялась мягкая стимуляция мозга.

На занятии использовались следующие технологии:

    коррекционно-развивающие

    развивающие

    здоровьесберегающие

    игровые

Занятие проводилось в доброжелательном тоне. В течение занятия логопед следил за собственной речью и речью ребёнка, исправлял ошибки, заставлял правильно повторять слова, в которых были допущены ошибки, добивался полного ответа на вопрос.

Учитель-логопед к занятию подготовлен, имеет план-конспект, заранее подготовил наглядность.

учитель-логопед доброжелательно относится к детям, «чувствует» класс, умеет заинтересовать детей и поддерживать дисциплину в течение занятия.

В конце занятия был подведён итог: дети вспомнили чем занимались на уроке, что узнали, запомнили, оценили свою работу на занятии.

В ходе занятия были решены все поставленные задачи, цель была достигнута.

Конспект логопедического занятия для старшей группы.

Тема: Слова-действия. Животные

ЦЕЛИ:

Образовательные:

Практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,

Формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.

Коррекционные:

Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,

Развитие фонематического слуха,

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятию,

Воспитание самоконтроля за своей речью,

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, картинки с животными, сундучок.

1. Организационный момент.

Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них

Улыбнитесь друг другу и скажите:

Мы будем заниматься, будем мы стараться.

Ответы верные давать и друг другу помогать!

2. Психогимнастика.

Изобразите ласкового котенка,который просит молочка. Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось, изобразить веселых попросят.

3. Логопедическая гимнастика.

Зарядка для губ. «УЛЫБОЧКА»

Губки наши улыбнулись,

Сильно-сильно растянулись.

«УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА»

Улыбочка и трубочка.

Растянулись в дудочку.

Зарядка для язычка.

4. Развитие фонематического слуха.

Я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово:

(зайка, дайка, зуйка, ёзик, ёжик, юзик, котунок, котенок, кутенок..)

5. Работа по теме.

Игра «Кто как подаёт голос?»

Корова что делает? -Мычит

Лошадь что делает? -Ржёт

Кошка что делает? -Мяукает

Собака что делает? -Лает

Гусь что делает? -Гогочет

Утка что делает а? -Крякает

Курица что делает? -Кудахчет

Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.

Логопед: Только что мы вспомнили, какие звуки могут издавать животные. А на картинках, которые находятся перед вами животные выполняют различные действия. Назовите эти действия. Дети, рассматривают каждый свою картинку и отвечают одним словом на вопрос «Что делает?»

(Спит, скачет, бежит, лает, прыгает..)

Рассматривание сюжетных картинок

Петух стоит. Слово действие-стоит.

Котенок лакает молоко. Слово действие-лакает.

Зайка грызет морковку. Слово действие-грызет.

Корова пасется на лугу. Слов действие-пасется.

6. Физкультминутка.

По лесу медведь идёт,

Этот мишка ищет мёд.

Он голодный, невесёлый.

Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)

То направо повернётся,

То налево поглядит.

Где здесь рой пчелиный вьётся?

Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)

7.Закрепление пройденного материала.

Послушайте пары предложений. В каждом втором предложении пропущено слово - действие. Ваша задача догадаться, какое слово пропущено.

Кот ловит мышонка. Мышонок от кошки … . (убегает)

Собака лает на кота. Кот от собаки … . (спасается, удирает)

Лисичка отправилась на охоту. Лисичка добычу … . (поймала)

Медведь сорвался с дерева. Медведь с дерева … (упал, свалился)

Ребята, а сейчас новое задание: послушайте предложения и из каждого назовите только слово, обозначающее действие и «положите» слово в сундучок.

Зайчонок питается корой. Медведь любит мёд. Волк поймал добычу. Собака сторожит дом.

Итог занятия.

Логопед: - Дети, сегодня на занятии вы выполняли разные действия, называли слова-действия, учились задавать вопросы к словам (Что делает?)

Логопед оценивает работу детей и поощряет их.

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели:

1) Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие действия предметов.

2) Качественный и количественный рост словаря.

3) Упражнять учащихся в морфологическом анализе и синтезе слов.

4) Расширение словаря за счет синонимов и антонимов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Не идется и не едется,

Потому что гололедица!

Но зато отлично падается,

Почему ж никто не радуется?

(воспитание выразительной речи и ясной шепотной речи)

Логопед - Назовите слова, которые обозначают действия предметов.

Дети - Пишет, читает, рисует и т.д.

Логопед - Повторите за мной только слова обозначающие действия:

Лает, квакает, ползет. Варит, пилит, приседает.

Дует, прыгает, идет. Скачет, ёжится, летает.

Шьет, на дудочке играет. Бьёт, ласкает, крутит, спит.

Белит кистью, подметает. И за партою сидит.

Логопед - Что обозначают слова, которые вы повторяли за мной?

Дети - Действия.

2. Сообщение темы.

Логопед - Сегодня мы работаем над темой: «Слова, обозначающие действия предметов».

Логопед - Предлагаю картинки-предметы и картинки-действия:

Бабушка Бабушка вяжет.

Машина Машина едет.

Мальчик Мальчик читает.

Девочка Девочка прыгает.

Дети называют слово - предмет и слово действие, задают вопросы: что делает?

Логопед с детьми приходит к выводу: слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? обозначают действия предметов.

3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопрос что делает?

Упражнение.

К словам отвечающим на вопросы кто? что? подберите слова, отвечающие на вопрос что делает?

Медведь (пробирается, идет)

Синица (поет, летает)

Машина (едет, мчится)

Девочка (играет, рисует)

Солнце (светит, греет)

Дополните:

Чинит, штопает, шьёт (кто?) мама.

Читает, рассказывает, объясняет (кто?) учитель.

Варит, готовит, печёт (кто?) бабушка.

Отгадайте, кто это? или что это?

Сторожит, грызет, лает (кто?) собака.

Мяукает, мурлычет, лакает (кто?) кошка.

Летает, жужжит, жалит (кто?) пчела.

Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

И писать, друзья, начните!

4. Грамота.

Работа с изографами. Отгадывание ребусов.

Упражнение.

Добавьте недостающую букву: стул упал

Девочка упал…

Дерево упал…

Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов :

1) Дежурный Петя Иванов… цветы.

2) Мой папа… на заводе.

3) В парке я… зайца.

Упражнение.

Подбери к данным словам однокоренные, отвечающие на вопрос что делает? (игра с мячом)

Рисунок - рисует Подарок - подарит

Весёлый - веселит Мороз - морозит

Сторож - сторожит Игра - играет

Подбери к данным словам, слова близкие по смыслу:

Хохотать - (смеяться)

Бросать - (кидать)

Работать - (трудиться)

Подбери слова противоположные по смыслу:

Стоять - (идти) Здороваться - (прощаться)

Молчать - (говорить) Поднимать - (опускать)

5. Работа с пословицами.

Объясните смысл пословиц:

  1. Кто не работает, тот не ест
  2. Не спеши языком, торопись делом.

Дети объясняют смысл пословиц.

6. Работа над текстом.

Раздели текст на предложения (обозначь границы предложений).

Текст 1.

Высоко над рекой носились ласточки они играли в пятнашки вдруг прилетел сокол острые крылья так и свистят ласточки мигом разлетелись.

Найди слова, обозначающие действия предметов, подчеркни их двумя черточками.

Текст 2.

В лесу стоял домик в нем жили три медведя одного звали Михаил Иванович он был большой и лохматый другой была медведица её звали Настасья Петровна а маленького медвежонка звали Мишуткой.

Обозначьте границы предложений. Устно продолжите сказку.

7. Итог занятия.

Логопед - Над какой темой работали?

Что запомнили?

Что больше всего понравилось?

Ещё по данной теме:

Тема: «Слова – действия».

Цель : закреплять знания о глаголе (словах-действиях), совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Задачи:

Образовательные :

    обучать постановке вопросов к словам, обозначающим действие;

    развивать умения практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;

    дифференциация глаголов от других слов;

    учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением.

    учить подбирать слова-действия к словам-предметам.

Развивающие :

    развивать слуховое внимание и память, мышление;

    развивать умения согласования и управления;

    расширять словарный запас;

    развивать мелкую и артикуляционную моторику;

    формировать оптико-пространственную ориентировку, внимание, зрительную память, воображение;

    учить правильно и логично излагать свои мысли.

Воспитательные :

    воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;

    развивать самостоятельность, самоконтроль,

    формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.

Ход занятия:

    Организационный момент. (слайд 2)

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята.

Дополните предложения.

На занятии наши глазки внимательно смотрят и все… (видят), ушки внимательно слушают и все…(слышат), голова хорошо…(думает).

Как называются слова, которые вы дополняли? (слова-действия).

    Сообщение темы и цели занятия.

Сформулируйте тему занятия.

- Молодцы!

Сегодня на занятии мы продолжим работу по теме «Слова-действия», будем учиться подбирать слова-действия к предмету, составлять предложения с ними, учиться задавать вопросы к словам-действиям и многое другое. Занятие будет интересным.

Но сначала …

    Артикуляционная гимнастика. (слайд 3)

Подготовим наши губы, язычок к четкому правильному произношению, выполним артикуляционную гимнастику.

Цель: Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционные упражнения :

1. «Заборчик» (слайд 4)

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

2. «Дудочка» (слайд 5)

Губы тянем в трубочку

И играем в дудочку.

3. «Окошко» (слайд 6)

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Губы мы чуть-чуть сдвигаем

И окошко получаем.

4. «Шарик» (слайд 7)

Воздух в щеки набираем,

будто шарик надуваем.

5. «Чистим зубки» (слайд 8)

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

6. «Часики» (слайд 9)

Тик-так, тик-так

ходит маятник вот – так.

    Основная часть. Работа со словами, обозначающими действие предмета.

    Развитие логического мышления (слайд 10)

Отгадайте загадки.

Он пришел, наполнил кадки.

Поливал усердно грядки.

С шумом окна открывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю.

И ушел по лужам в поле.

Он живет в лесу дремучем.

Сам он серый и колючий.

Ночью ходит, днем он спит.

Если сердится – ворчит.

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

(Медведь)

    Подберите из текста как можно больше слов-действий к каждому отгаданному предмету.

- Поставьте к ним вопрос.

Что обозначают эти слова?

2. Работа над словами синонимами. (слайд 11)

Запомните и повторите:

бежит, мчится, несется;

беспокоится, вол­нуется, тревожится, переживает;

вертится, кружится, кру­тится, вращается, вьется.

Что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают?

Вспомните и назовите слова-действия, близкие по смыслу следующим словам враща­ется - ....

мчится - ...,

беспокоится - ....

3. Работа над определением действия к предмету. (слайды 12, 13, 14, 15).

Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).

Продолжите предложения, подобрав слова-действия.

Портниха…(шьет, пришивает, сшивает).

По­вар... (варить, солить, мешать, жарить, резать).

Уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).

4. Физминутка для глаз (слайд 16).

5. Работа по активизации глагольного словаря . (слайд 17 ) (Щелчок)

1) Прочитайте словосочетания. Замените их одним словом, обозначающим действие:

сделать подарок - подарить;

одержать победу - ...;

найти решение - ...;

покрыть краской - ...;

заниматься лепкой - ....

Запишите получившиеся слова в тетрадь.

2) дополнительное задание.

Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия

Ночью на небе яркие звезды. (светят)

Мальчик на плиту чайник. (поставил)

Лист с березы. (упал)

Паша на трамвае. (едет)

Пчела в улей мед. (несет)

6. Физминутка.

Гимнастика для мелкой моторики:

-Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж.

Чтобы крепкой быть ладошке

Помассируем немножко.

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Пальцы дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять

И движенья выполнять…

Пальчиковые упражнения .

- кулак,

- ребро,

- ладонь,

- игра на пианино.

Массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём



И к другому перейдём.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,

Был здоров и не болел.


Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки..

7. Графическое изображение слов-действий.

Послушайте предложения. Назовите слово, обозначающее действие. Поставьте к нему вопрос. Спишите предложения, заменив слово-действие графической схемой.

Дети поют песни. Светит ласковое солнышко. По морю плывет кораблик. Заяц прячется от лисы. Миша разбил вазу. Дует сильный ветер .

V . Итог занятия.

Мы молодцы. Мы все успели сделать и многому научиться. Вам понравилось занятие? Какое у вас настроение?

О чем мы говорили на занятии?

На какой вопрос отвечают слова-действия?

Вы сегодня хорошо работали на занятии.

Занятие окончено, до свидания.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Цели:

  1. Коррекционно-развивающие:

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия;

Развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,

Вербально - логического мышления.

  1. Образовательные:

Закрепление порядкового счёта.

  1. Воспитательные:

Обучение детей взаимодействию друг с другом в рамках игры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: «Посмотрите, как много у нас гостей. Поздоровайтесь и больше не отвлекайтесь.

Встали в шеренгу, подравнялись, по порядку номеров рассчитайтесь. Сядет тот, кто подберёт слова-действия к слову «мяч». Мяч что делает?
Дети: «Скачет, катится, летит, падает, ударяется, подпрыгивает, отскакивает, сдувается, лопается, рвётся, валяется, лежит, перелетает, крутится, вращается,…».

  1. Введение в тему.

Логопед: «Сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы сначала внимательно слушаете и думаете. Кто первым поднимет руку, тот и будет отвечать.

Лежит, жужжит. (Пчела)

Мычит, жуёт. (Корова)

Сторожит, лает. (Собака)

Плавает, молчит. (Рыба)

Хрюкает, чавкает. (Свинья)

Логопед: «Кто назовёт все отгадки? Что это за слова? Какие вопросы ставим к словам-предметам? А как слова-предметы изображаются графически? (одной чертой) А руками?» (рука горизонтально у груди)

Логопед: «А сейчас вы мне подскажите, что делают люди названных профессий:

Врач … (лечит).

Учитель … (учит)

Рыболов … (ловит)

Продавец … (продаёт)

Писатель … (пишет)

Лечит, учит, ловит, продаёт, пишет – что это за слова?

А какие вопросы мы ставим к словам-действиям?

А как слова – действия изображаются графически? (двумя чертами) А руками? (две руки параллельно у груди)

Логопед: «Сегодня мы будем учиться различать слова-предметы и слова-действия».

3.Закрепление материала предыдущих занятий . (Игра: «Поиграем

В логопедов»)

Логопед: «Поиграем в «логопедов»: один из вас выходит к доске – будет учеником, а все остальные – «логопеды».

«Логопеды» называют вперемешку слова-предметы и слова-действия, а ученик ставит к ним вопросы». (Дети играют)

Логопед: А теперь наоборот: «логопеды» ставят вопросы: «Кто? Что? Что делает? А ученик к вопросам подбирает слова.

4.Физминутка.

Логопед: «Расскажем стихотворение руками»

Дети играют.

5.Развитие слухового внимания, линейной слуховой памяти.

(Игра «Кто самый внимательный?)

Логопед: «Перед каждым на столе лежит стопка карточек с графическим изображением слов-действий и слов-предметов. Я называю слова, а вы выкладываете графическое изображение слов в том порядке, в каком я назвала. Кто-то один будет играть у доски.

6. Развитие вербально - логического мышления (Игра «4-й лишний»)

Логопед: «Я называю четыре слова, одно из них лишнее. Догадайтесь, какое?»

7.Выделение слов действий и слов-предметов из предложения .


Самое обсуждаемое
Мертвые души Мертвые души 8 9 глава краткое содержание Мертвые души Мертвые души 8 9 глава краткое содержание
Потому что или потому, что (запятая при сложных подчинительных союзах) Потому что или потому, что (запятая при сложных подчинительных союзах)
Где в России добывают янтарь: залежи янтаря в России, типы месторождений, места, способы и методы добычи камней Где в России добывают янтарь: залежи янтаря в России, типы месторождений, места, способы и методы добычи камней


top