Зарождение профориентации  в США  и её основоположник Фрэнк Парсонс. Профессиональное самоопределение школьников Социология Т. Парсонса

Зарождение профориентации  в США  и её основоположник Фрэнк Парсонс. Профессиональное самоопределение школьников Социология Т. Парсонса

Страница 2

Ф. Парсонс выделил три основных фактора успеваемости выбора профессии : правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений; знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий; умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий. Психологии Л. Виготский, О. Леонтьев, А. Петровский, С. Рубинштейн обосновали самую важную закономерность: развитие лица происходит в деятельности, причем лишь в той деятельности, которая насыщена элементами творчества и вызывает у человека позитивное отношение к данному виду труда. Всякая деятельность, в том числе и трудовая, представляет процесс взаимодействия индивида с действительностью, в котором и происходит становление его как лица. Отношение индивида к трудовой деятельности - это не просто психофизиологическое, но и социальное явление, почему социологи уделяют исключительно большое внимание. По их мнению, отношение человека к труду обусловлено тремя главными факторами: 1) социально-экономическим; 2) технологическим или функциональные (возможность развития сущностных творческих способностей у данного лица в конкретном виде деятельности); 3) психолого-педагогическим (трудовой направленностью, содержанием и интенсивностью мотивов, интересов склонностей, способностей, мировоззрением, волевыми и другими сторонами психической, структуры лица). Поскольку объектом деятельности профориентации является процесс профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и ребята выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознания в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользе обществу. Осознание необходимости выбора в первую очередь тех профессий, которые нужны, народному хозяйству, в данный момент в наибольшей степени, служит одним из показателей развитости сознания лица.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям лица и одновременно потребностям общества в целом (района, региона) в кадрах необходимых профессий выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, выходя только из собственных интересов и не ввиду интересов общества. Нарушение принципа соответствия потребностей лицу и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности лица в процессе профессионального самоопределения. Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил, что учатся в процессе трудовой и профессиональной подготовки,

советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по профессии, что интересует) литературы участие в работе кружков технического творчества, работа во время практики и много что другое. Исходя из этого в процессе формирования у учеников готовности к выбору профессии необходимо обращать внимание на такие индивидуальные особенности. Прежде всего - это интересы, наклони учеников. Профессиональные интересы отличаются конкретностью и целенаправленностью. Это интерес к той профессии, которую избирает для себя ученик Развитие и формирование профессиональных интересов непосредственно связаны с познавательными интересами. Это интересы, которые направлены на овладение знаниями из профессии, понимание ее сути овладение не только практическими, но и теоретическими основами данной профессии. Чем сильнее выраженный профессиональный интерес, тем более глубокая потребность в овладении знаниями из конкретной профессии. Таким образом, выбор верной профессии зависит не только от индивидуально-типологических отличий учеников, а от их познавательных интересов, способностей, наклонов. Определить индивидуально-типологические особенности учеников тяжелее, чем их интересы к тому или другому предмету, исходя из этого профильные классы являются тем звеном, которое помогает педагогу определить отрасль будущей деятельности старшеклассника.


Содержание тем дисциплины
Тема 1. Бизнес как социокультурный институт Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес как часть социальной системы. Тема 2. Психология деятельности бизнесменов Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. Бизнес и спорт. Бизнес и военное д...

Заболевания, передаваемые половым путём
В настоящее время известно свыше 20 заболеваний, передающихся половым путём (ЗППП). Наряду с традиционно называемыми венерическими заболеваниями (сифилис, гонорея, мягкий шанкр и др.) в последние годы к ним присоединились новые, в том числе вирусные болезни. Особенно опасна ВИЧ-инфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) ...

Рекомендации по укреплению психического здоровья личного состава, создание наиболее благоприятных условий для психической деятельности военнослужащих в мирное и военной время, предупреждение возникн
В структуре современных Вооруженных сил офицер является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовки офицерского корпуса в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэтому все наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества проф...

Глава 1 Биография Т. Парсонса, основные этапы жизни, научной деятельности. Значение Т.Парсонса для мировой социологии.

Биография Т. Парсонса, основные этапы жизни, научной деятельности.

Толкотт Парсонс (1902-1979) - американский социолог, один из самых значительных социологов второй половины XX в., выдающийся представитель структурного функционализма. Родился в семье пастора в 1902 г. в г. Колорадо-Спрингс (штат Колорадо). Несмотря на то, что в детстве он очень усердно занимался биологией и видел свою дальнейшую жизнь связанную исключительно с медициной, Парсонс стал таким великим социологом. Определенный интерес к общественным наукам возник у него практически на последнем курсе под влиянием экономиста» Уолтона Хамилтона. Как это бывает нередко, помог случай, который направил Парсонса к смене деятельности интеллектуальных занятий. В конце предыдущего года обучения уволили президента колледжа, а вслед за ним многие преподаватели, чьи курсы планировал посещать Парсонс. Именно эти события приводят Парсонса в Лондонскую школу экономики.

С определенным усердием и старание учился он в Лондонской школе экономики, Гейдельбергском университете. С осени 1927 года преподавал социологию в Гарвардском университете. Был президентом Американской социологической ассоциации и Американской академии искусств и наук. В своих трудах он опирался на идеи Дюркгейма, Вебера и Фрейда, пытавшихся осуществить назревший синтез утилитарного (индивидуалистического) и коллективистского (социалистического) элементов мышления.



В свое время Парсонс был одним из основоположников школы структурно-функционального анализа в социальной теории. Пытался создать всеобщую теорию социального действия, которая охватила бы всю социальную действительность и все виды социальных действий людей.

Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны «взаимовыгодные отношения и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение». Он утверждал что только приверженность общим ценностям обеспечивает порядок в обществе. Свои взгляды он рассматривал на основе коммерческих сделок. При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт на основе нормативных правил”.

Этапы научной деятельности. Первые работы.

Когда он перешел на факультет социологии, то погрузился в изучение социологических основ мотивации. Поначалу она была ему интересна в связи с экономической проблематикой, но затем он отклонялся в чисто социологическую сферу. Спустя некоторое время появились его статьи: "Место основополагающих ценностей в социологической теории" (1935 г.), "Г.М.Робертсон о Максе Вебере и его школе" (1936 г.), и уже в 1937 году публикуется его первый фундаментальный труд "Структура социального действия". В это время ему было всего 35 лет, а по его собственному убеждению «ученый-гуманитарий, включая и представителей социальных наук, по-настоящему складывается только к сорока годам». По его убеждению этим гуманитарии и отличаются от математиков или физиков, которые, если не сделали что-то выдающееся и исключительное к тридцати годам, вряд ли уже создадут что-либо стоящее и производящее фуррор. Парсонс уменьшил для себя этот срок благодаря своей неимоверной трудоспособности и что не менее важно трудолюбию. За пару лет он сумел освоить все более или менее значимое, что удалось сделать в социологии до него. И впрочем не только освоить, но и построить свои собственные концепции, для которых чужой материал был необходим так же, как фундамент дому. Стоит впрочем отметить, что изначально "Структура социального действия" задумывалась как обзор нескольких крупных социологических теорий. Авторы выбирались, как признавался сам Парсонс случайно. Вот как он определяет этот выбор: "В основе лежал факт, что все они различным образом касались сферы экономических проблем, связанных с объяснением некоторых основополагающих характеристик современного экономического порядка: "капитализма", "свободного предпринимательства", "экономического индивидуализма", как их по-разному называют"”. Кроме этого содержательного критерия был еще и временной: все выбранные Парсонсом для анализа социологи работали в конце XIX - начале XX вв. Более ранних авторов Парсонс из своих убеждений не брал.

Парсонс продолжил разработку теории социального действия Вебера. Предметом социологии по его мнению нужно считатьсистему (социального) действия, которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции. Более подробно рассмотрим подсистемы в следующей главе.


Вступление американский социолог- теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии.


Концепции, развиваемые Парсонсом, группируются по двум направлениям. 1) Попытка разработать теоретическую схему «социального поведения» в рамках теории социального действия, в которой психологизировал социологические проблемы. 2) Разработка общеметодологических принципов и понятийного аппарата социологии. Парсонс стремился к созданию фундаментальной теоретико- логической системы, описывающей механизмы взаимодействия человека с окружающей действительностью во всем ее многообразии. Основоположник системно-функциональной парадигмы.


Основные работы The Structure of Social Action (1937) Essays in Sociological Theory, Pure and Applied (1949) The Social System (1951) Structure and Process in Modern Societies (1960) Theories of society; foundations of modern sociological theory (1961) Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives (1966) Politics and Social Structure (1969) The System of Modern Societies (1971)


Структурный функционализм Основные черты функционализма для самого общества таковы: 1.Общество рассматривается как система. 2.Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей. 3.Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ). Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе: Адаптация. Достижение цели. Интеграция. Воспроизводство образца (латентность).


Общество, по Парсонсу, это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Парсонс различает три типа общества: примитивный Промежуточный Современный Общество в структурном функционализме любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные. Требования к обществу: 1.Общество должно быть приспособлено к среде. 2.У общества должны быть поставлены цели. 3.Все элементы общества должны быть скоординированы. 4.Ценности в обществе должны сохраняться.


Теория социального действия Структура элементарного акта действия: Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я». «Цель» такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие. Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а условия нет. Нормативная ориентация ценностная оценка средств, которая накладывает ограничения.


Структуру социального действия определяют: 1.система норм и ценностей. 2.принятие индивидуальных решений о путях достижения целей существующие средства и условия. Подсистемы социального действия: 1.биологический организм. 2.система личности («Эго»). 3.социальная система. 4.система культуры.


Социальный порядок Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов: 1.Тенденции социальной системы к самосохранению. 2.Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие). Поступки человека необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества.


Социальные системы Социальные системы институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов. Парсонс полагал, что ни одна социальная система не может выжить, если не решены ее основные проблемы: 1.приспособление к окружающей среде (адаптация); 2.формулирование целей и мобилизация ресурсов; 3.поддержание внутреннего единства и упорядоченности; 4.обеспечение внутренней стабильности, равновесия. В связи с этим Парсонс выделяет самостоятельных системы, которые, в свою очередь, призваны решить эти проблемы. Итак, он выделял три системы: 1. Духовная система общества 2. Экономическая система общества 3. Политическая система общества


Социальные изменения В последнее десятилетие Парсоснс все больше интерисуется проблематикой социальных изменений. Он говорил, что нужно начинать с исследований структуры, чтобы потом перейти к исследованиям процессов. Размышления Парсонсона о социальных изменениях охватывают 4 группы проблем: социальное равновесие, структурные изменения, структурная дифференциация социальной эволюции. Эволюция по Парсонсу очень близка к классической версии и состоит в повышении адаптпционной способности общества. К этому ведут 2 процесса: дифференциация и интеграция. По Парсонсу эволюция обществ происходит под знаком укрепления культуры, повышения роли и значения ее в сохранении, развитии и передачи разных институциональных образцов.



Толкотт Парсонс (1902-1979) является одним из самых значительных социологов второй половины XX в., наиболее полно сформулировавшим основы функционализма. В своих трудах Парсонс уделял значительное внимание проблеме социального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение», утверждая, что только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Свои взгляды он иллюстрировал примерами коммерческих сделок. При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт на основе нормативных правил. С точки зрения Парсонса, страха перед санкциями за нарушения правил недостаточно, чтобы заставить людей следовать им неукоснительно. Главную роль здесь играют моральные обязательства. Поэтому правила, регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанных ценностей, которые указывают, что является правильным, должным. Следовательно, порядок в экономической системе основывается на общем согласии относительно коммерческой морали. Сфера бизнеса, как и любая другая составляющая деятельности общества, с необходимостью является и сферой морали.

Консенсус в отношении ценностей — фундаментальный интегративный принцип в обществе. Из общепризнанных ценностей следуют общие цели, которые определяют направление действий в конкретных ситуациях. Например, в западном обществе работники конкретной фабрики разделяют цель эффективного производства, которая вытекает из общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудничества. Средствами воплощения ценностей и целей в действия являются роли. Любой социальный институт предполагает наличие комбинации ролей, содержание которых можно выразить с помощью норм, определяющих права и обязанности применительно к каждой конкретной роли. Нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, делая его предсказуемым, что создает основу социального порядка.

Исходя из того, что консенсус представляет собой важнейшую социальную ценность, Парсонс видит главную задачу социологии в анализе институционализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Когда ценности институционализированы и сообразно им структурировано поведение, возникает стабильная система — состояние «социального равновесия». Существуют два пути достижения этого состояния: 1) социализация, посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, выполняющие эту функцию, — семья, образовательная система); 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.

Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:

  • адаптация (adaptation) — касается отношений между системой и се средой: чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ;
  • целедостижение (goal attainment) — выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность;
  • интеграция (integration) — относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Посредством правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы;
  • удержание образца (latency) — предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.

Данную структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления.

Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям. Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». Так, если изменится взаимоотношение общества со своей средой, то это приведет к переменам в социальной системе в целом.

Социология Т. Парсонса

Толкотт Парсонс (1902-1979) — американский социолог, весьма влиятельный в XX веке, выдающийся представитель структурного функционализма. Главные произведения — «Структура социальной деятельности» (1937), «Система современных обществ» (1971). Он считал себя последователем Дюркгейма, Вебера и Фрейда, пытавшихся осуществить назревший синтез утилитарного (индивидуалистического) и коллективистского (социалистического) элементов мышления. «Интеллектуальная история последних лет, — пишет Т. Парсонс, — делает, мне кажется, неизбежным следующий вывод: отношение между марксистским типом мышления и типом мышления, представленным сторонниками теории действия, стоящими на рубеже двадцатого столетия, имеет характер стадиальной последовательности в определенном процессе развития».

Парсонс продолжил разработку теории социального действия . он считает систему (социального) действия , которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции: 1) социальная подсистема (группа людей) — функцию интеграции людей; 2) культурная подсистема — воспроизводства образца поведения, используемого группой людей; 3) личностная подсистема — целедостижения; 4) поведенческий организм — функцию адаптации к внешней среде.

Подсистемы системы социального действия различаются функционально, имея одинаковую структуру. Социальная подсистема занимается интеграцией поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна и т. п.). Культурная (религиозная, художественная, научная) подсистема занята производством духовных (культурных) ценностей — символических значений, которые люди, организованные в социальные подсистемы, реализуют в своем поведении. Культурные (религиозные, моральные, научные и т. п.) смыслы ориентируют человеческую деятельность (придают ей смысл). Например, человек поднимается в атаку, рискуя жизнью, ради зашиты родины. Личностная подсистема реализует свои потребности, интересы, цели в процессе какой-то деятельности ради удовлетворения этих потребностей, интересов, достижения целей. Личность — главный исполнитель и регулятор процессов действия (последовательности каких-то операций). Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, включающую человеческий мозг, органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей. Парсонс подчеркивает, что все перечисленные подсистемы социального действия являются «идеальными типами», абстрактными понятиями, не существующими в действительности. Отсюда известная сложность в толковании и понимании Т. Парсонса.

Парсонс рассматривает общество как тип социальной подсистемы, обладающей наивысшей степенью самодостаточности относительно среды — природной и общественной. Общество состоит из четырех систем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальное сообщество, состоящее из совокупности норм поведения, служащее для интеграции людей в общество;
  • подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей во взаимодействии с материальным миром.

Ядром общества, по мнению Парсонса, является социетальная подсистема, состоящая из разных людей, их статусов и ролей, которые нужно интегрировать в единое целое. Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть (горизонтальные отношения) взаимопроникающих типичных коллективов и коллективных лояльностей: семьи, фирмы, церкви и т. п. Каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных семей, фирм и т. п., которые включают в себя определенное число людей.

Социальная эволюция, но мнению Парсонса, является частью эволюции живых систем. Поэтому вслед за Спенсером он утверждал, что существует параллель между возникновением человека как биологического вида и появлением обществ современного вида. Все люди, согласно мнению биологов, принадлежат к одному виду. Поэтому можно считать, что все общества произошли от одного типа общества. Все общества проходят следующие стадии: 1) примитивную; 2) продвинутую примитивную; 3) промежуточную; 4) современную.

Примитивный тип общества (первобытно-общинное общество) характеризуется гомогенностью (синкретичностью) его систем. Основу социальных связей образуют родственные и религиозные связи. Члены общества имеют предписанные им обществом статусы роли, во многом зависящие от возраста и пола.

Продвинутое примитивное общество характеризуется разделением на примитивные подсистемы (политические, религиозные, экономические). Роль предписанных статусов ослабевает: жизнь людей во все большей мере определяется их успехом, который зависит от способностей людей и удачи.

В промежуточных обществах происходит дальнейшая дифференциация систем социального действия. Возникает необходимость их интеграции. Появляется письменность, отделяющая грамотных от всех остальных. На основе грамотности начинается накапливание информации, ее передача на расстояние, сохранение в исторической памяти народа. Идеалы и ценности людей освобождаются от религиозности.

Современное общество возникает в Древней Греции. Оно породило систему современных (европейских) обществ, которые характеризуются следующими чертами:

  • дифференциацией адаптационной, целенаправляющей, интегративной, поддерживающей подсистем;
  • базисной ролью рыночной экономики (частная собственность, массовое производство, рынок товаров, деньги и т. п.);
  • развитием римского права как главного механизма координации и контроля за социальной деятельностью;
  • социальной стратификацией общества, основанной на критерии успеха (политического, экономического, культурного).

В каждой социальной системе происходят два вида процессов. Одни процессы - управляющие и интегративные , которые восстанавливают равновесие (стабилизацию) социальной системы после внешних и внутренних возмущений. Эти социальные процессы (демографические, экономические, политические, духовные) обеспечивают воспроизводство общества и непрерывность его развития. Другие процессы затрагивают систему основных идеалов, ценностей, норм, которыми руководствуются люди в социальном поведении. Их называют процессами структурных изменений. Они более глубокие и сущностные.

Парсонс выделяет четыре механизма эволюции социальных систем и обществ:

  • механизм дифференциации , исследованный Спенсером, когда системы социального действия разделяются на более специализированные по своим элементам и функциям (например, производственная и воспитательная функции семьи были переданы предприятиям и школам);
  • механизм возрастания адаптивности к внешней среде в результате дифференциации систем социального действия (например, фермерское хозяйство выпускает более разнообразную продукцию, с меньшими затратами труда и в больших количествах);
  • механизм интеграции , обеспечивающий включение в общество новых систем социального действия (например, включение в постсоветское общество частной собственности, политических партий и т. п.);
  • механизм ценностной генерализации , состоящий в формировании новых идеалов, ценностей, норм поведения и превращение их в массовое явление (например, зачатки культуры конкуренции в постсоветской России). Перечисленные механизмы обществ действуют вместе, поэтому эволюция обществ, например, российского, является результатом одновременного взаимодействия всех этих механизмов.

Парсонс рассматривает эволюцию современных (европейских) обществ и не скрывает этого: «...современный тип общества возник в единственной эволюционной зоне — на Западе <...> Следовательно, общество западного христианского мира послужило отправной точкой, из которой «взяло начало» то, что мы называем «системой» современных обществ». (На мой взгляд, наряду с западным типом обществ и системой этих обществ, существуют азиатский тип общества и система азиатских обществ. Последние обладают существенными отличиями от западных.)

Из сказанного можно сделать вывод, что социология Парсонса является в значительной мете субъективистской в том смысле, какой вкладывает в это понятие Хайек. Эта социология главное внимание уделяет субъективной составляющей социальной деятельности; ведущей формой социальной деятельности считает коллективистскую; отказывается от трактовки общественных явлений по аналогии с законами природы; не признает универсальных законов общественного развития; не стремится проектировать переустройство обществ на основе открытых законов.

Фрэнк Парсонс (Frank Parsons) - влиятельный американский просветитель и реформатор, основоположник профориентации (1854-1908).

Написал несколько книг по социальному реформаторскому движению и несколько статей, связанных с суфражистками (1), налогообложением и образованием. Однако Парсонс наиболее известен в области профориентации, помогающей людям делать выбор профессии и строить карьеру. (Zunker, 2002)

Фрэнк Парсонс родился 14 ноября 1854 года в штате Нью-Джерси. Произошёл из семьи, имеющей английские, шотландские и ирландские корни. Поступил в Корнельский Университет в возрасте 15 лет, блестяще окончив его спустя три года и получив диплом инженера-строителя. Работал на железной дороге в качестве инженера до тех пор, пока та не обанкротилась. Тогда Парсонс занялся преподавательской деятельностью в школе в штате Массачусетс. Там он преподавал историю, математику и французский язык. Затем он решил, что ему необходимо высшее юридическое образование, и проходил обучение в течение трёх лет. В 1881 году Парсонс получил диплом и возможность заниматься юридической практикой в штате Массачусетс. Молодой специалист занялся юридической практикой в Бостоне, но это занятие не приносило ему удовлетворения. Тогда он занялся разработкой учебников по праву. В процессе подготовки раздела по социальной философии, Парсонс изучил большое количество литературы на эту тему и приобрёл много влиятельных знакомых среди политических и общественных деятелей, что помогло ему в дальнейшей карьере. Его лекции по английской литературе, которые он читал в течение нескольких лет в «Христианской Ассоциации Молодых Людей» YMCA (Young Men’s Christian Association), были весьма успешными. На основе этих лекций Парсонс написал «Лучшие книги», и это произведение имело мировой успех (1889).

В 1892 году он стал преподавать в Юридической Школе Бостонского Университета, чем занимался до 1905 года. Его преподавательская деятельность также включала в себя преподавание и Канзасском государственном аграрном колледже. С 1897 по 1899 год, продолжая при этом работать в Бостоне, Парсонс одновременно работал в нём, занимая профессорскую должность. Когда в результате смены администрации он и его коллеги были вынуждены уйти из колледжа, они основали Колледж социальных наук Колледж Раскина. Парсонс работал там в качестве декана и профессора.

После того, как это предприятие провалилось, Парсонс вернулся в Бостон. Он проявил глубокий интерес к причинам многочисленных реформ и путешествовал по Америке и Европе. Им были внесены предложения по улучшению кадровой политики в самом современном универмаге в Бостоне «Filene». Также он участвовал в создании "Дома обслуживания граждан», который основала известный филантроп г-жа Куинси Агассис Шоу в 1901 году в Бостоне. Дом был создан для того, чтобы дать возможность иммигрантам и молодым людям, ищущим работу, получить образование. Позже, в 1905 году, Парсонс помог организовать одну из программ «Дома обслуживания граждан», которая называлась «Институт выживания» и стал её руководителем. Целью этой программы было предоставление возможности получения образования и диплома для беднейших слоёв населения (Zunker, 2002).

Первым шагом к главному делу своей жизни, созданию «Бюро по выбору профессий» Парсонс сделал, выступив с лекцией под названием "Идеальный город" в Экономическом клубе в Бостоне (предположительно в 1906 году). В ней он изложил необходимость оказывать молодежи помощь в выборе профессии. Парсонсу предложили читать подобные лекции в выпускных классах школ по вечерам. Оказалось, что эти лекции были настолько актуальны, что многие из выпускников школ обращались к Парсонсу с просьбой о личной консультации. Тогда Блумфилд, будучи директором «Дома обслуживания граждан», попросил Парсонса разработать план системы профессиональной ориентации.

Парсонс подготовил предложение по Бюро и представил его к миссис Шоу, которая одобрила проект и обещала финансовую поддержку. Попечительский совет «Бюро по выбору профессий» состоял из самых прогрессивных граждан Бостона: профсоюзных лидеров и президентов колледжей, успешных людей из мира торговли, искусства и издательской деятельности; государственных чиновников и религиозных лидеров. Ими была провозглашена цель Бюро: "Помощь молодым людям в выборе профессии, подготовке к выбору области профессиональной деятельности и созданию эффективной и успешной карьеры».

«Бюро по выбору профессий» было открыто 13 января 1908. Первоначально оно состояло из Фрэнка Парсонса, как директора и научного руководителя, а также из нескольких консультантов. Отличительной чертой Бюро было то, что все его услуги были абсолютно бесплатны. Девять месяцев спустя Парсонс использовал Бюро для подготовки молодых людей в качестве консультантов и управляющих для школ и колледжей «Христианской Ассоциации Молодых Людей» (Young Men"s Christian Association (YMCA) - одна из крупнейших молодёжных организаций в мире. Миссия организации отражена в эмблеме - равностороннем треугольнике, символизирующем гармоничное развитие интеллектуальной, физической и духовной сторон человека).

1 мая 1908 года Парсонс выступил с лекцией, которая сильнейшим образом повлияла на развитие профориентации. Лекция представляла собой доклад, в котором были описаны процедуры консультирования 80 мужчин и женщин, обратившихся за помощью в бюро по выбору профессии. Но вскоре, 26 сентября 1908 года, Фрэнк Парсонс умер, едва начав дело своей жизни. Его труд «Выбор профессии», был опубликован в мае 1909 года.

Парсонс сделал огромный вклад в создание и развитие профориентации, разработав основной принцип помощи выбора профессии. Он состоит из трёх частей:

  • Во-первых, четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах.
  • Во-вторых, знание требований и условий для достижения успеха требований и условий успеха, преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности.
  • В-третьих, правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов (Parsons, 1909, стр. 5).

По словам Парсонса, идеальный выбор профессии основан на соответствии личностных качеств (способностей, возможностей, ресурсов, свойств личности) с факторами, относящимися к работе (заработная плата, охрана окружающей среды и т.д.) для получения наилучших условий профессионального успеха. Принцип Парсонса впоследствии стал основой современной теории черт и факторов в профориентации.

В своей работе бюро руководствовалось следующими принципами:

  • Выбор профессии по значимости можно приравнять к супру-жескому выбору.
  • Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный слу-чай.
  • Никто не должен выбирать профессию без тщательного раз-мышления и без опоры на профконсультанта.
  • Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
  • Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак-торы успешного выбора и мир профессий.

Первая национальная конференция по вопросам профессиональной ориентации была созвана в Бостоне в ноябре 1910 года. Несколько сотен делегатов из 35 городов приняли в ней участие. На конференции были провозглашены принципы, которым придерживаются в Америке и сто лет спустя:

  • Престиж работы, полезной для общества.
  • Начальная школа не должна нацеливать на конкретную профессию, но развивать кругозор.
  • Средняя школа должна информировать учащихся о разных профессиях.
  • Не следует рекомендовать профессию без учёта способностей учащихся, руководствуясь только её востребованностью на рынке труда.

Несколько лет спустя Бостонским школьным комитетом была создана первая сертифицированная программа для консультантов, и в конечном итоге эта программа была адаптирована Гарвардским университетом в качестве первой образовательной программы для консультантов на базе колледжа (Schmidt, 2003). Кроме того, глава школ Бостона дал указание 100 учителям начальной и средней школы стать профессиональными консультантами. Этот факт стал известен как бостонский план. В течение нескольких лет школы по всей стране последовали их примеру.

Специалисты по истории профориентации считают, что Фрэнк Парсонс, несомненно, является основателем профессиональной ориентации. Но без участия группы людей, являющихся наиболее прогрессивными мыслителями и практиками Бостона того времени, это было бы затруднительно. Эта группа людей, включающая в себя такие имена, как Элбертсон, Уилер, Блумфилд, Гануш, Шоу, Филин, Брукс, вместе с Парсонсом, сделали равный вклад в становление того, что сейчас называется "профориентация", являющейся центральным элементом профессиональной идентичности (Bruer, 1942).

Статью подготовила Евгения Никифорова, менеджер проектов ООО "Бюро профориентации"

1 - суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в политической и экономической жизни в целом.

При подготовке статьи использовались следующие материалы:

http://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Parsons

Frank Parsons and the Progressive Movement by Donald G. Zytowski (http://findarticles.com)


Самое обсуждаемое
Угловая скорость вращения формула через обороты Угловая скорость вращения формула через обороты
Беседа кто служит в армии Беседа кто такой защитник отечества для школьников Беседа кто служит в армии Беседа кто такой защитник отечества для школьников
Досрочный период сдачи ЕГЭ Досрочный период сдачи ЕГЭ


top